mckuroske: (Default)
[personal profile] mckuroske
Может, уже спрашивала - не помню.

Скажите, как вы относитесь к сноскам? Именно как читатели? Нужны вам эти пояснения или отвлекают от текста?

Вот несколько примеров:

Через минуту появился Сотодзима. Он был в рубашке с короткими рукавами — мощность кондиционеров, как и в прошлом году, на рабочих местах убавили*.

* В 2011 году, после аварии на АЭС «Фукусима-1», Япония страдала от нехватки электроэнергии. В целях экономии, в частности, граждан призывали летом поменьше пользоваться кондиционерами. Одновременно в компаниях был смягчен обычно строгий офисный дресс-код: служащим разрешили приходить на рабочие места не в костюмах, а в более легкой одежде.


Не успел начаться год, произошло новое событие: скончался император. Новой эре дали название «Хэйсэй» — «Установление мира»*.

* В Японии, наряду с европейским летосчислением, используется исконно японское, связанное с правлением того или иного императора. С восшествием на престол нового правителя начинается новая эпоха, которая длится до его смерти. В 1989 году, со смертью императора Сёва (Хирохито), началась эра Хэйсэй, которая длилась до 2019 года, пока правил император Акихито. В 2019 году, после отречения Акихито, на престол взошел его сын Нарухито, и началась эра Рэйва.


Вернувшись домой на каникулы сразу после Нового года, она отправилась с Сидзуко в храм*.

* В Японии принято посещать храмы в первые дни после наступления нового года и молиться о здоровье и удаче в наступившем году.


Что-то мне кажется, что слишком много примечаний и комментариев в тексте. Может, без них лучше?

Date: 2024-03-23 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] silk-valley.livejournal.com

Километровые сноски точно нет, лучше заплести в текст. Сноски - 1 строчка, перевод слова или расшифровка аббревиатуры

Date: 2024-03-23 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Ок, спасибо. Объём и смущает. Но если не будет пояснения про японские реалии, не останется ли текст не до конца понятным?

Date: 2024-03-23 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] silk-valley.livejournal.com

Заплести все это в основной текст

Date: 2024-03-23 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
ыыы

Тогда книга будет длиннее на четверть!

Но вообще спасибо, я подумаю.
Edited Date: 2024-03-23 11:00 am (UTC)

Date: 2024-03-23 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] silk-valley.livejournal.com

Со сносками она и так длиннее на четверть, всего лишь перегруппировка абзацев

Edited Date: 2024-03-23 11:02 am (UTC)

Date: 2024-03-23 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Там ещё и шрифт будет больше.

Надо будет подумать над сокращением. Поговорю с редактором.

Date: 2024-03-23 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] gobis.livejournal.com

Я люблю тексты, где ещё много культурных и исторических слоёв раскапывают и параллельно можно узнать много неожиданных фактов.


В детстве миллион сносок у "Трёх мушкетёров", например, не мешал же читать.


И сноски внизу гораздо лучше, чем список комментариев в конце.

Date: 2024-03-23 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Я вот тоже люблю, но мы на прошлой неделе опять с коллегами зацепились за этот вопрос, и я снова задумалась.
Большое спасибо, очень ценное мнение!

Date: 2024-03-23 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] lubovrusinova.livejournal.com
Я люблю сноски. Мне вообще очень нравится узнавать контекст.
Целиком историческую книжку не прочитаешь, хоть из художественной что-то узнаешь.
Внизу страницы удобнее.

Date: 2024-03-23 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Спасибо! Вот и я такая.

Date: 2024-03-23 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] lubovrusinova.livejournal.com
Единственный случай, где мне мешают обширные сноски - это аудиокниги.
Как-то слушала Кейт Аткинсон, там и так нелинейное повествование и куча героев, так ещё про каждую цитату рассказывали, откуда она, в каком контекста употреблялась и к событиям отсылает.

Date: 2024-03-23 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
В аудиокниге это должен быть кошмар кошмарный. В тексте-то, в конце концов, можно просто не смотреть на сноску.

Date: 2024-03-23 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] silk-valley.livejournal.com

Если вопрос в том, сноски внизу или в конце - то внизу конечно, согласна с ораторами. Листать лень

Date: 2024-03-23 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Да, это однозначно.

Date: 2024-03-23 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] cdbyrf.livejournal.com
Сложно судить в отрыве от контекста, но в конкретных примерах мне сноски мешают. Тем более такие обширные. Возможно, что я действительно не уловлю некоторых нюансов, но читать сноски я все равно не буду.
Я сейчас как раз слушаю книгу, где на 200 страниц уже больше 200 сносок - бесит невероятно. В большинстве случаев я могу по контексту догадаться, что именно происходит в принципе, а за подробностями не полезу.

Date: 2024-03-23 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
В аудиотексте я себе сноски вообще не представляю, это же нарушает поток речи!

Date: 2024-03-23 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] cdbyrf.livejournal.com
Говорилке все равно :-) К счастью, там только номера. Но меня эта книга в целом бесит. Сноски там уже дело десятое.

А если в твоих примерах, то получается следующее. 1. Без комментария я не смогу опознать только факт, что рубашка с коротким рукавом - это признак смягчения делового стиля. Ну и причину, что мне уже не так важно.
2. Тут я, пожалуй, догадаюсь. А информация о текущем состоянии дел мне совершенно излишняя.
3. Сложно сказать, насколько тут нужен комментарий вообще. Зависит от контекста. В целом визит в храм мне странен. Не узнаю разве что, что это традиция. Но в целом, подозреваю, могла бы догадаться, например, по аналогии с рожественскими службами. Т.е. значимый праздник и визит в храм - нормальная связка.

Date: 2024-03-23 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Ага, спасибо.
Но там, конечно, ещё много всего.

Date: 2024-03-23 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] dasha-metronom.livejournal.com
Мне кажется, что если объяснение укладывается в строку или две, его логично поставить внизу страницы. Если же это комментарий (многословный, но тем не менее существенный), лучше в конце книги.
А можно по такому принципу: если без этого знания никак нельзя, тогда внизу, чтобы сразу пояснить, а если для расширения диапазона, то в конце: кто не прочитает, не выпадет из сюжета, а кто не поленится, будет знать больше.

Date: 2024-03-23 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Да, это тоже вариант. Спасибо.

Date: 2024-03-23 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] roving-wiretrap.livejournal.com
Очень хорошо отношусь к сноскам. Не люблю, когда вместо сносок дают примечания в конце книги - не удобно вертеть книгу туда-сюда. В текст примечания вставлять не надо - это мешает и портит текст.

Date: 2024-03-23 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Большое спасибо!

Date: 2024-03-23 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] yaponskiebudni1.livejournal.com
Я — за сноски! Кому не надо — пролистает. Люблю, когда они на той же странице, т.к.листать в их поисках — лень.
Вот и в примерах: я и так знаю японские реалии, тем не менее, с интересом прочитала!

Date: 2024-03-23 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Спасибо!
Да, если делать сноски, то на той же странице.

Date: 2024-03-23 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] epona-mama.livejournal.com

Мне нравятся небольшие сноски на той же странице внизу. Не нужно - легко пропустить.

Пояснения большого объема я бы предпочла видеть в начале или в конце основного текста.

Date: 2024-03-23 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Да, надо будет над объёмом подумать. Спасибо.
Edited Date: 2024-03-23 02:15 pm (UTC)

Date: 2024-03-23 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] epona-mama.livejournal.com

Объемные ссылки, по-моему, интересны и полезны сами по себе, но от основного текста отрывают.

Date: 2024-03-23 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Да, вопрос в том, как соблюсти баланс.

Date: 2024-03-23 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] epona-mama.livejournal.com

Главная причина, по которой я редко читаю электронные книги на английском: не могу отказать себе в удовольствии кликнуть на незнакомое слово или на знакомое, но в неизвестном мне значении. Открывается словарь - и всё, я потерялась, понеслась читать, уточнять, напрочь забыв о собственно книге, которую читала. С одной стороны, лингвистические изыскания полезны и доставляют море удовольствия, с другой, отвлекают от основного чтения.
Так же, думаю, и с объемными ссылками - они, безусловно, ценны и интересны сами по себе, но от основного чтения отвлекают.

Date: 2024-03-23 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Я наоборот, обычно настолько в тексте, что слово смотрю, если без него совсем уж никак.

Date: 2024-03-23 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] epona-mama.livejournal.com

А меня гложет любопытство постоянно, не могу удержаться. Поэтому и предпочитаю аудио. Сама над собой смеюсь, что любовь к языкам и к словарям-энциклопедиям частенько перевешивает любовь к чтению.

Date: 2024-03-23 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] samavara.livejournal.com
Пояснения нужны. Мне все понравилось, хоть и длинновато.

Date: 2024-03-23 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2024-03-23 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] g-i-n-k-g-o.livejournal.com

Прочитала примеры, мне они кажутся необходимыми и я хотела бы, чтобы они присутствовали в тексте. Для меня проблема не столько в избыточности сносок, сколько в вёрстке. В электронных форматах сноски утаскивают в конец книги, и чтобы их прочесть, нужно туда-сюда по тексту прыгать, что неудобно. Так у меня было с "Осьминогом" Анаит Григорян. Электронная версия прям бесила, но поскольку основной текст мне очень нравился, я купила бумажную книгу. Вот в бумаге сноски абсолютно каждая на своём месте, не раздражают, из текста за уши не выволакивают. Маленькими буквочками в низу каждой страницы, олд-фэшн-вей, всё, как я люблю. )

Edited Date: 2024-03-23 04:20 pm (UTC)

Date: 2024-03-23 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Спасибо, учтём.

У меня в электронных книгах на сносочку нажимаешь - и она либо открывается всплывающим окном, либо да, перекидывает куда-то, но можно тут же вернуться, то есть в целом эффект тот же. Бывает, правда, что сноска внизу страницы, и при нажатии страница просто перелистывается - вот это бесит.

Date: 2024-03-24 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] hanna-summary.livejournal.com
я люблю примечания, чем больше тем лучше (ну если они толковые, конечно - а не в духе что в тексте "она была в платье а-ля Мария Антуанетта", а комментарий "Мария-Антуанетта - королева Франции, и годы жизни"

Date: 2024-03-24 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
О, даа, такие комментарии - просто кладезь! Лезешь, открываешь эту ссылку (если в электронной книге), а там - такое. Да могли бы и не стараться.

Спасибо.

Profile

mckuroske: (Default)
mckuroske

January 2026

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 08:45 am
Powered by Dreamwidth Studios